"Летят два квадрата: черный и красный. Подлетают к земле и видят там - черно, тревожно", - говорит куратор выставки Татьяна Горячева. Это супрематистский сказ про два квадрата. Художник-авангардист Эль Лисицкий мог рассказать целую историю, используя лишь простейшие геометрические фигуры.
Один из главных хитов выставки - плакат "Клином красным бей белых", передает "ТВ Центр". Тут нет ни красной конницы, ни белых генералов. Только окружность, треугольники - а всем всё предельно понятно! Эль Лисицкий - ученик Казимира Малевича. И изобретатель "проунов" - "Проектов утверждения нового".
"Лисицкий мыслит планетарно. Он мыслит как утопист. Вот планета, круглая планета, и на ней такая проекция архитектурной постройки будущего", - рассказывает Горячева.
Он родился в Смоленской губернии, учился в Дармштадте. Рисуя, исходил пешком всю Италию. Лисицкий вообще оказался из универсалов. Все получалось. Фотоколлаж. Графика. Иллюстрация. Будь то Маяковский или детские книги на идише.
"Книги с его иллюстрациями находятся в частных коллекциях всего мира и стоят очень много денег, потому что это очень яркий период его творчества. Он не такой концептуальный, как его последующие работы, но он очень яркий с точки зрения силы его таланта", - комментирует директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода.
Про созданные им советские стенды на зарубежных выставках сейчас бы сказали: "Абсолютный интерактив!" Там даже стены двигались! Он разрабатывал проект экономичной трансформирующейся советской квартиры, а придуманное им складное кресло - давно уже классика авангардистской мебели. По части архитектурных проектов Лисицкий был человеком будущего. Восемь таких (см. видео) горизонтальных небоскребов со стеклянными опорами и лифтами могли еще в двадцатых годах прошлого века появиться в Москве на Бульварном кольце.
"Он создает некий абсолютно универсальный художественный язык, отрабатывая его на "проунах". Язык, который применим и в сфере архитектуры, и для оформления театральных постановок, и для выставочных проектов, для полиграфии", - поделилась мнением о Лисицком директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
В XX веке многие подхватили его идеи. Всегда большая интрига: чьи имена останутся в истории? В советское время художники-авангардисты фактически оказались под запретом, однако публика знала и Малевича, и Кандинского. Эль Лисицкий оставался в тени. Он до сих пор больше известен в Европе, чем в России. И первая масштабная выставка в Москве - 400 работ сразу в двух музеях - эту историческую несправедливость намерена исправить.
Юлия Богоманшина, Владислав Подымский, Максим Мирошниченко, "ТВ Центр".
Свежие комментарии